Виды акустических гитар:
На сегодняшний день на рынке гитар можно найти десятки подвидов акустических и полуакустических гитар, но условно они делятся на три группы:
1. Classical - классическая гитара с нейлоновыми струнами.
2. Flat top - обычная фолк-гитара с металлическими струнами.
3. Arch top - джазовая гитара; по форме она напоминает увеличенную скрипку с прорезами по краям деки.
Еще 120 - 130 лет назад в Европе и Америке был популярен всего один вид гитар. В разных странах использовали разные системы настройки, а кое-где даже меняли количество струн (В России, например, струн было семь, а не шесть). Но по форме все гитары были весьма похожи - относительно симметричные верхняя и нижняя части деки, которая сходится с грифом на 12-ом ладу.
Фактически вышеописанный музыкальный инструмент по форме и содержанию напоминает сегодняшнюю классическую гитару. А форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который как раз и жил около 120 лет назад.
Ее основные характеристики:
- широкий гриф
- легкий напряженный "классический" корпус,
- прорезная лира (вершина грифа) "с окнами",
- синтетические струны,
- "классическая" подставка,
- колковая механика с увеличенными валами под синтетические струны,
- веерное расположение пружин.
В конце прошлого века гитара стала резко набирать популярность. Появилась потребность в усилении звука. Вот тогда и появилось более четкое разделение между классикой и тем, что теперь чаще всего называют фолк-гитарой или вестерном.
Технология стала позволять изготавливать металлические струны, которые громче звенели. Кроме того, сама коробка увеличивалась в размерах, что позволила звуку быть глубже и громче. Оставалась одна серьезная проблема - сильное натяжение металлических струн фактически убивало верхнюю часть коробки, а утолщение стенок коробки в конце концов убивало вибрацию, а вместе с ней и звук.
И вот тогда господин Мартин (основатель компании C.F.Martin) придумал свое знаменитое х-образное крепление пружин. Пружины приклеивались накрест, тем самым увеличивая прочность верхней стенки, но позволяя ей вибрировать. Характеристики вестерна:
- узкий тонкий гриф с анкерным стержнем внутри,
- обширный глубокий корпус, часто с расширением к низу,
- плоская лира "лопатой",
- металлические струны, иногда весьма жесткие,
- защитная пластиковая наклейка на корпусе,
- плоская подставка с кнопочным креплением струн.
Это массивная и прочная (теоретически) гитара. Рассчитана на длительный износ при игре медиатором.
Мартин называл свои модели "0", "00" и "000" - по размерам. "00" размер почти совпадал с современной классической гитарой, а "000" - это был в то время самый большой размер коробки. Такие гитары были придуманы для того, что бы их было слышно в оркестре среди громких банджо, мандолин и контрабасов.
Чуть позднее - в 20-х годах - появилась новая форма - "OM" - оркестровая модель. Она была похожа на "000", однако длина струн увеличилась, что сделало ее еще громче, а через некоторое время появился знаменитый dreadnought, считающийся сегодня стандартом в гитаростроении, с особой формой деки: увеличенная коробка, широкая талия и толщина самой коробки, увеличивающаяся от грифа вниз.
Особый вид - модели типа "джамбо" с увеличенным размером коробки. Они прекрасно работают с двенадцатью струнами. В результате получается мощнейший инструмент, который в небольшом зале может звучать даже без усиления.
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар - arch tops, по форме и конструкции напоминающие скрипки. Такие инструменты характеризуются выгнутой передней стенкой деки, порожком как у контрабаса, и струнодержателем. Как правило, эти инструменты имеют скрипичные вырезы по краям деки вместо традиционной круглой дырки по центру.
В чем же было их основное отличие от dreadnought'ов? В то время как dreadnought прекрасно звучал в оркестре типа "кантри", где ему доставалась ритм-партия, arch top хорошо звучал отдельными нотами, то есть не ритмическими, а именно сольными партиями. Эти гитары отличались звуком, который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким. У такой гитары было хорошо слышно каждую ноту, и джазмены быстро оценили новые возможности.
Именно джазу arch top'ы и обязаны своей популярностью, за что их и прозвали джазовыми гитарами. А dreadnought и похожие инструменты использовались больше для "кантри" и популярно-эстрадной музыки.
В 30-е и 40-е годы ситуация начала меняться - в основном, из-за появления качественных микрофонов и звукоснимателей. Кроме того, на арену вышел и тут же завоевал мир новый популярный стиль музыки - блюз. Как известно, блюз развивался, в основном, благодаря стараниям бедных черных музыкантов. И играли они на чем придется, в основном на более распространенных инструментах - вестернах.
Что же произошло с джазовыми гитарами? А вот что: с появлением звукоснимателей оказалось, что сбалансированный и четкий звук этого вида инструментов как нельзя лучше подходит к тогдашней системе усиления. Кстати, впоследствии электрический блюз тоже игрался и играется на джазовых инструментах со звукоснимателями, просто толщина коробки в них уменьшена.
К 50-ым годам классическая гитара осталась почти без изменений, но получила синтетические струны и использовалась для классической музыки и музыки "фламенко". Фолк-гитары (dreadnought, оркестровые модели и другие) использовались для "кантри" и домаших или бардовских стилей, а так же для акустического блюза. И, наконец, arch top использовались для джаза. Во многом сама конструкция музыкального инструмента предопределяет, для какого вида музыки он используется. Так, например, ОМ - оркестровые модели - обычно используют для игры пальцевой техникой, а dreadnought - для игры "чесом". У ОМ более сбалансированный звук, зато dreadnought громче.
Необходимо упомянуть еще и о наиболее распространенном у нас в России типе гитар, которые чаще всего подразумеваются покупателями под словом «обычная». От русской 7-струнной осталось огромное число дешевых фабричных отечественных гитар, производимых по сей день. 10-15 лет назад на них сменили число струн (с 7 на 6), а все остальное сохранилось в почти первозданном виде:
- узкий тонкий гриф, часто на винте,
- мензура 610 мм,
- неглубокий корпус, похожий на испанский, но поменьше и с тонкой талией,
- металлические струны,
- прорезная лира.